3. Как делать асаны правильно

На  всякий случай напомню, для чего делать асаны

 

Напомню, что

“правильно” применительно к асанам означает
должно быть удобно”.

Но… посмотрите на иллюстрации сложных асан.
Резонный вопрос: “Ну, и как я смогу сделать такое, как на картинке, если буду делать так, как мне это удобно?”

 

Здесь можно было бы поговорить
на тему влияния умеренных регулярных нагрузок на тело;
что при регулярной практике асан тело медленно, но планомерно приближается к каноническим формам…

 

Однако на этот вопрос я отвечу другим вопросом:

“А с чего Вы взяли, что Вам нужно сделать так, как на картинке?”

и дополню

“Почему Вы решили, что асана достигается при максимально похожем на иллюстрацию воспроизведении формы тела?”

Важно понять, что для достижения асаны не нужно научиться закладывать ноги за шею или складываться пополам.

Напомню, что Патанджали  говорит: 

асана достигается “при устранении усилия и сосредоточении на бесконечном”.

Как следствие - для достижения асаны нужно

 

  • максимально расслабиться физически
    (убрать всё то напряжение, которое не участвует в поддержании позы) и
  • сосредоточиться на бесконечном (рассредоточиться, уйти от мыслей).

Вроде просто. Но на практике - во много раз более сложнее, нежели прибегать к постоянным изнуряющим попыткам затянуть себя в асану, чтобы было “похоже на картинку”. Тем не менее, многие делают именно это, не придавая значения тексту Сутр, где чётко написано “боль, депрессия, дрожь тела, неритмичное дыхание – признаки, сопровождающие ментальное отвлечение”.

При выполнении асан следует придерживаться следующей последовательности:

  1. Вы приняли положение так, чтобы в нем не было ни малейшего дискомфорта, абсолютно никакого;

  2. Переключили внимание на тело и наблюдаете за ощущениями, возникающими в нем. При этом следует расслабить всё, что доступно. Напряженными остаются лишь те участки тела, те мышцы, которые непосредственно участвуют в поддержании положения;

  3. “Зацепили” внимание за какие-то наиболее яркие ощущения в теле (тепло в ладонях, давление в переносице, ощущение глаз и т.п.), или за дыхание, или за какой-то образ и пробуете именно на этом неотрывно удерживать внимание. В таком случае мыслям будет всё сложнее вклиниться в процесс практики;

  4. Не вникайте в появляющиеся мысли, позвольте им идти отдельно от Вас. Не спорьте с ними, не гоните их усилием воли – отстраняйтесь от них, они сами по себе – Вы сами по себе; Как облака на небе. Помните первое письмо?

  5. Если у Вас возник малейший дискомфорт, сбилось дыхание, стало тяжело, жарко, тем более – больно – следовало ещё до этого выйти из асаны.

 

Делание неделанием

 

На этом месте стоит остановиться и передохнуть. Дальше - будет о чём-то совсем уж… несуразном.

Мы привыкли, что для достижения целей надо что-то делать. Специально к чему-то стараться и стремиться. При выполнении асаны забудьте об этом. Забудьте даже о том, что асану нужно выполнять.

Асану не нужно выполнять!

Необходимо просто принять исходное положение тела. И дальше - просто в нем пребывать. И работать надо не с физической составляющей асаны, а с ментальной. При этом физическая компонента начинает жить своей жизнью. Тело может начать “проседать”, положение тела может начать деформироваться. Но всё это происходит само по себе – без Вашего прямого участия. То есть Вам для этого не нужно тянуть себя куда-то, всё, что от Вас требуется – это максимально расслабиться и предоставить телу возможность самому решать, что ему нужно.

Как следствие,  в голове может наступить определенного рода хаос – происходит ментальная релаксация. В ответ на неё, тело начинает также расслабляться и “плыть” в соответствии с заданными физическими условиями. Получается, что наша единственная задача – создать надлежащие условия и не лезть самим в процесс, а позволить ему происходить самостоятельно, без нашего участия. Мы остаемся только как наблюдатели, которые по необходимости могут процесс прервать.
В этом и заключается принцип действия недействием (у китайцев именуемый "у-вей")

Вот представьте вам нужно вырастить цветок.

Вы разрыхлили грядку, посадили семена, дождались пока они взойдут. А потом вам захотелось побыстрее и… вы начали тянуть росток из земли. Надежда на то, что у вас теперь быстрее вырастет цветок - немного наивна. А вот если выросший росток полить - надежда станет более зрелой.

При выполнении асаны не выполняйте её! А просто будьте в ней!